Руководство по уходу за лошадью
 
реклама на fourhoofs.ru
Знаете ли вы, что…
Определить вес лошади можно по эмпирической формуле А. Моторина: вес (кг) = обхват груди (см) * 6 - 620. Данная формула наиболее точно подходит для определения веса полукровных лошадей верхово-упряжного типа. А вот другая формула для расчёта: вес (кг) = обхват груди (см) * К, где К = 2,7 — для лёгких верховых лошадей; К = 3,1 — для средних лошадей; К = 3,5 — для лошадей тяжелоупряжных.
Голосование

Для чего Вам лошадь?

Для души.
Для спортивных достижений.
Для помощи в подсобном хозяйстве.
Это бизнес. Для продажи.
Система Orphus

Рубрика: Коннику на заметку

Российское коневодство и коннозаводство в конце XIX века

Просмотров: 65536

А вы знаете, что в конце XIX века по количеству лошадей Россия занимала первое место в мире? Именно так утверждали Ф. А. Брокгауз и И. А. Ефрон в своём энциклопедическом словаре, выпущенном на рубеже XIX-XX веков. Ниже мы предлагаем фрагмент из этого словаря.

Ямщик кормит лошадь
Исторический снимок кормления лошади
Из 60456000 (приблизительно) лошадей, а именно 32253400 в Европе, 4125400 в Азии, 656000 в Африке, 20909000 в Америке и около 1441500 в Австралии, на долю России приходилось более 25000000.

На основании конской переписи 1882 г. найдено общее число лошадей в Европейской России, без Кавказа и Финляндии, более 21000000 или на 100 жителей 25,5 лошадей, в том числе в рабочем возрасте 19,3, между тем как в других европейских государствах приходится от 2 до 17 лошадей и только в Соединенных Штатах 24,3. Но это отношение лошадей к населению в Самарской, Оренбургской и Астраханской губерниях составляет 55. Самая малая цифра падает на Привислянские губернии — 16,2 и 10,2. Данные конской переписи 1888 г., обследовавшей 41 губернию, показали, что весь конский состав этих губерний определяется в 12675657 голов и что прирост там конского населения со времени переписи 1882 г. составил 619758 голов. Эти же переписи показали, что из 100 лошадей 58,1 имеют рост в холке ниже 1 аршина 14 вершков, 28,0 — от 1 аршина 14 вершков до 2 аршин и только 13,9 — 2 аршина и выше (по переписи 1888 г. 65,4% маломерных, т. е. 1 аршин 14 вершков и ниже и 34,6% полномерных, т. е. выше 1 аршина 14 вершков). Далее, по тем же сведениям, видно, что на 6681552 кобылы приходятся 696346 жеребцов (по переписи 1888 г. кобыл 45%, a жеребцов 3,6%). Наконец, что 86,9% лошадей принадлежат крестьянскому населению.

Хотя Россия весьма богата количеством лошадей, но нельзя сказать того же о их качестве; в большинстве местностей К. ведется самым примитивным способом, отчего преобладающим типом является русская крестьянская лошадь, не удовлетворяющая своим телосложением самым скромным требованиям, предъявляемым к рабочей лошади. Но к числу ее достоинств следует отнести выносливость, неприхотливость к корму, вообще способность приспособляться к различным условиям содержания и годность одновременно и к земледельческим работам, и к перевозке на большие расстояния тяжестей, что должно быть принимаемо в расчет при выборе породы производителей для улучшения русской рабочей лошади. К числу причин, препятствующих развитию у нас крестьянского К., относятся: сравнительно небольшое число жеребцов и вообще еще меньшее число жеребцов, могущих передать приплоду соответствующее требованиям телосложение; совместная пастьба молодых лошадей различных полов, отчего происходит преждевременная случка; употребление в весьма раннем возрасте в работу; непосильный труд и в высшей степени несоответствующие гигиенические условия; частые конские падежи и т. п. В губерниях коннозаводческих — Воронежской, Орловской и Тамбовской — крестьяне занимаются производством так называемых "выкормков", по росту и складу далеко превышающих среднюю крестьянскую лошадь. Но рослые и, на первый взгляд, как будто сильные лошади, при ближайшем осмотре оказываются с переразвитыми формами тела, высшей степени неправильным поставом ног, особенно задних, сырой, дряблой мускулатурой и вообще с мало развитым аппаратом движения. Все это происходит от незнания законов подбора, и почти совершенного отсутствия движений жеребенка при выкармливании.

В Воронежской губернии по реке Битюгу разводится порода наших битюгов, происшедших, еще при Петре Великом, от смешения голландского тяжеловоза с рослыми местными кобылами. Со временем, вследствие близости завода графа Орлова, к битюгу подливалась рысистая кровь. Порода битюгов в настоящее время сильно вырождается и изменяет первоначальный тип. К числу лошадей следует отнести тип лесной лошади Севера — лошадей белорусских, литовских жмудок, клепперов, шведок, обвинок и вяток, лучшие представители которых низкорослые, но довольно быстрые и выносливые лошади. К верховому сорту местных русских пород относится: донская, киргизская, башкирская, калмыцкая, черноморская, крымско-татарская, туркменская, текинская и йомудская лошади. Все эти породы отличаются выносливостью, крепостью, довольно быстрыми движениями и, при рациональном ведении дела, могут дать прекрасный материал. Кроме названных пород в России разводится, исключительно коннозаводским путем, русская рысистая лошадь, затем чистокровная английская и арабская и западноевропейские породы тяжеловозов: ардены, першероны, клейдестали и суффольки. Разведение их ведется в конских заводах, или же, между прочим, в хозяйствах.

Самый примитивный вид завода — это содержание лошадей в табунах, где хозяин табуна не руководит подбором. Второй вид, уже более совершенный, это содержание лошадей также в табунах, но табуны эти разбиваются на более мелкие и в каждый из них назначается один жеребец — производитель на известное число маток. Остальных жеребцов, негодных по своему складу, силе и типу или холостят, или удаляют из табунов. Спаривание же в этих табунах или "косяках" произвольное, "косячное". Этими двумя способами разводятся лошади наших степей. Впрочем, за последнее время второй вид завода стал принимать более культурную форму, и производителями являются уже кровные или улучшенного вида жеребцы; самое спаривание иногда ведется ручным способом. Третий вид конских заводов — культурный, где подбор производится самим хозяином завода, сообразно с желанием развести известную породу, вид или тип лошадей. Здесь спаривание ведется исключительно ручным способом, т. е. известной породы, типа и проч. матку сводят с таким же жеребцом-производителем, причем заводчик руководствуется научными знаниями подбора, желая совершенствовать породу или образовать новую.

К. в России существовало уже издавна. Религиозные верования и обычаи славян внушали известное уважение к лошади. Славянские воины были преимущественно конные. Для земледельческих работ славяне издревле пользовались лошадью. Удельные князья имели на конюшнях большое число лошадей. В войске Дмитрия Донского насчитывалось до 150000 всадников во время Куликовской битвы. При Иоанне III в конце XV в. был основан под Москвой государственный конный завод, названный "хорошовским". Но К. того времени преследовало не улучшение породы, а содержание и сохранение купленных, преимущественно у татар, лошадей и только в XVIII в. начали обращать на это внимание. Петр Великий в 1712 г. повелел завести конские заводы в Казанской, Азовской и Киевской губерниях и городе Астрахани. Кроме того, было приведено несколько эстонских клепперов в Архангельск и Пермскую губернию. Для улучшения породы наших рослых местных лошадей, разводимых по реке Битюгу в Воронежской губернии, выписаны голландские рабочего сорта жеребцы. После Петра I на развитие К. было обращено наибольшее внимание в царствование Анны Иоанновны: в 1739 г. открыто 10 заводов, в которых к 1 января 1740 г. числилось 4414 лошадей арабских, английских, испанских, персидских и пр. Но К. того времени носит односторонний характер: заводы преследуют одну главную цель — снабжать лошадьми кавалерию и императорские конюшни. В XIX столетии, после временного упадка К. вследствие войны 1812 г., оно быстро начинает подниматься, причем изменяется самый характер и цель его — обращается внимание на улучшение местных пород и поощряется устройство частных заводов. С 1819 г. все существовавшие заводы подразделены на придворные и военно-конские и, затем, в 1843 г., последние преобразованы в государственные и из них уже не производился ремонт полков, но все лошади предназначались исключительно для улучшения пород в государстве, для чего учреждены были, кроме того, земские случные конюшни. В этом же году учреждено особое ведомство — "Управление государственного К.". Одновременно с этими преобразованиями началось и размножение частных конных заводов, число которых выросло со 100 до 900. С 11 октября 1848 г. по 12 ноября 1856 г. "Управление государственным К." состояло присоединенным к министерству государственных имуществ, "как отрасль сельского хозяйства", затем выделено из этого министерства в самостоятельное управление, но через 17 лет — 17 апреля 1874 г. — вторично подчинено ведению министра государственных имуществ и оставалось в его заведовании до 1 июня 1881 г., когда из него было вновь образовано самостоятельное "главное управление", существующее до настоящего времени. В состав его входят: центральные учреждения — совет с канцелярией и местные — государственные конные заводы, заводские степные конюшни с отделениями и постоянные случные пункты.

Государственных конных заводов в настоящее время — 6, а именно:
1) Хреновский, Воронежской губернии, Бобровского уезда, принадлежавший прежде графу Орлову-Чесменскому, который в 1778 г. перевел его в село Хреновое, на реке Битюге, из подмосковного имения села Лосиный Остров. Здесь разведена порода русского рысака от выводного арабского жеребца и русская верховая лошадь (ср. Жеребец). Завод приобретен казной в 1848 г. и теперь (1894) в нем имеются отделения [В этом перечислении приплод для краткости, не показан.]: а) рысистое (16 жеребцов и 87 маток); б) охотниковское (1 ж. и 14 м.); в) крупнорабочего сорта иностранных пород (жеребцов: клейдесталь — 5, першеронов — 3, брабантской — 1, арденской — 5, заводских маток — 139); и г) битюгское (2 жеребца датской породы, 18 заводских маток).
2) Деркульский или старый завод, самый древний — основан в 1751 г., в 1819 г. отнесен к военно-конским, состоял из пород: датской, английской, мекленбургской, ломбардской, турецкой, персидской, арабской и орловской; потом (1864) в нем содержались сорта: шорный, экипажный, возовой, английских тяжеловозов и першеронов; в 1890 г. сюда переведен из Хреновского завода чистокровный английский рассадник и в настоящее время имеются только два отделения: чистокровно-английское (7 жеребцов, 41 заводская матка) и степное (9 жеребцов: 5 чистокровных английских и 4 полукровных).
3) Стрелецкий, основан в 1803 г.; с 1864 г. назначен исключительно для верхового сорта лошадей и при нем (1883) учреждено арабское отделение. В первом отделении: 11 чистокровно-английских жеребцов, из которых 7 выводных, 130 заводских маток и в арабском — 2 жеребца выводных и 26 заводских маток.
4) Ново-Александровский, преобразованный в 1823 г. из алексеевского, основан в 1810 г., производит верховых лошадей от соединения чистокровных английских жеребцов с матками, родившимися на других государственных заводах. В нем 11 чистокровных английских жеребцов, из коих 5 выводных, 145 маток.
5) Лимаревский, основан в 1819 г. и преобразован в 1885 г. (13 жеребцов чистокровных английских, 6 выводных и 1 полукровный, 144 заводских матки).
Деркульский, Стрелецкий, Ново-Александровский и Лимаревский заводы находятся в Харьковской губернии, Старобельском уезде, и известны под общим названием беловодских заводов.
6) Яновский, Седлецкой губернии, близ посада Янова, основан Александром I (12 чистокровных английских жеребцов, из которых 5 выводных, 59 заводских маток). Разводит чистокровных и полукровных верховых лошадей. При нем имеется заводская конюшня на 100 жеребцов.

Все эти конские заводы производят чистокровных лошадей, для улучшения же местного К. имеются случные заводские конюшни с известным количеством жеребцов, которых на время случного периода, с 15 февраля по 15 июня, разводят, по соглашению с земствами и коневодами, на случные пункты в разные уезды и местности. Содержание конюшен и жеребцов на пунктах производится на средства, отпускаемые главному управлению государственного К. В настоящее время состоят в Европейской России 21 заводская конюшня, 1 земская, 7 степных и кавказских и 2 отделения кавказских конюшен. Почти каждая конюшня имеет жеребцов на постоянных случных пунктах. Кроме заводских конюшен имеются еще отдельные постоянные случные пункты.

Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.
Источник: dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/Коневодство

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:


Поиск по сайту
Свежие материалы

Книги по теме
Цитата
«Умение вникать в лошадь — это совершенно особый дар, который подобен дару к музыке или живописи.» А. И. Куприн